24 апреля 2018 года Яндекс анонсировал запуск нового антиспам-алгоритма и начал понижать позиции сайтов, которые «Вводят пользователя в заблуждение рекламой, которая размещена на их сайте».
Задача алгоритма — найти и пессимизировать сайты, размещающие у себя на страницах рекламу, которая либо вводит в заблуждение пользователя, либо «мимикрирует под элементы навигации по сайту», что не позволяет идентифицировать её как рекламу. Проверку осуществляет алгоритм поисковой системы.
Под санкции попало и большое число сайтов, которые монетизируются по схеме CPA: проекты с промокодами, финансовые офферы, сайты-витрины.
Фактически же, случаи применения фильтра были зафиксированы уже ранее — 21 апреля. Это видно на Апометре выдачи Яндекса («высокий» столбец изменений). Тогда же начались обсуждения на профильных SEO-форумах.
Что делать и как восстановить трафик? Давайте разбираться.
А. В панели веб-мастера Яндекса во вкладке «Безопасность и нарушения» должно появиться оповещение вида:
Б. Поисковый трафик из Яндекса и/или позиции должны были показать резкое падение в период с 21 апреля и по текущую дату.
Существуют промежуточные кейсы, когда оповещение в панели веб-мастера имеется, но трафик не просел. В этом случае, рекомендуется всё равно вносить изменения в проект, чтобы не полагаться «на авось».
Если проблема наблюдается, то по мнению антиспам-алгоритма Яндекса на проекте имеются рекламные ссылки/блоки, которые «мимикрируют под элементы навигации», то есть имитируют их, но не являются таковыми.
Фактически, могут быть две типичные проблемы:
А. Рекламные блоки крупных сетей: AdSense и другие.
Ниже фрагмент обучения и пример, который Яндекс приводит как «плохой» в сервисе заданий «Яндекс.Толока». По всей видимости, он и был использован для обучения алгоритма (ниже фрагменты обучения из данного сервиса):
Интересно, что сайт из обучающего примера также потерял примерно 20-30 позиций по ключевым запросам в ближайшие апдейты, текущие позиции собраны в бесплатном инструменте «Пиксель Тулс».
Ещё «мимикрирующий» пример, речь в обучении также идёт о блоках AdSense:
Б. Вторая проблема — на проекте имеются элементы, которые «мимикрируют под элементы навигации» на сайте, но, которые ведут на другой ресурс — скажем, кнопки заявки, покупки. Речь о типовых кнопках вида:
Данный пример касается витрин и ресурсов, которые монетизируются в финансовом сегменте, на промокодах и кэшбеке.
Действия для снятия санкций
А. Если на сайте установлены рекламные блоки популярных сетей, то самый быстрый и простой способ — снять их и направить сайт на пересмотр через панель веб-мастера Яндекса.
Затем, не торопясь, вернуть блоки с исправленным дизайном и/или с дополнительной пометкой «Реклама». Блоки не должны быть похожи на элементы навигации. Примеры смотрите выше — в 2018 году овальные кнопки — это уже навигация.
Внимание! Не спешите нажимать на кнопку прямо сейчас, убедитесь, что вы устранили проблему на всём сайте, вторая возможность появится не раньше, чем через 30 календарных дней.
Б. Для сайтов, которые уводят пользователя на сторонние ресурсы с помощью кнопок вида «Оформить заявку/оформить кредит» и так далее, специалисты «Пиксель Тулс» рекомендует следующие действия:
Массовая проверка кола ответа сервера здесь.
Проекты, реализованные именно по данной схеме, сейчас успешно находятся в ТОП выдаче Яндекса. Проблемы имеются на сайтах, которые формируют ссылку с помощью JS (технология схожа с рекламой).
После внесения изменений на всех страницах, еще раз все просмотрите и нажимайте на кнопку «Я всё исправил» в панели веб-мастера.
Занимательные факты
Получается, что случайное объявление может вводит в заблуждение пользователя, а информация в рекламе может не соответствовать тому, что представлено на рекламируемом сайте. Сами же объявления показываются скриптом без ведома веб-мастера.
Удачи в восстановлении позиций и высоких выплат!
Евангелист проекта «Пиксель Тулс» и агентства «Пиксель Плюс» — Дмитрий Севальнев: https://tools.pixelplus.ru/ и https://pixelplus.ru/