По данным последних исследований, рынок маркетплейсов в среднем растет втрое быстрее других сегментов ecommerce. Его доля в 2022 году, по оценкам АКИТ, достигла 45% и составила 2,25 трлн рублей. В прошлом году, выручка крупных торговых площадок выросла на 111%. Для пользователей покупка на маркетплейсах становится привычным делом: только в прошлом году они стали заказывать товары в 1,5 раза чаще, и 8,5% расходов от всех трат по картам составили заказы на маркетплейсах.
Владельцы интернет-магазинов и желающие зарабатывать онлайн на товарах все чаще склоняются к идее выхода на маркетплейсы. Как бизнесу сделать этот шаг, в каких случаях от идеи стоит отказаться и как успешно запуститься на маркетплейсах?
Маркетплейсы объединяют множество продавцов и покупателей на одной площадке. Пользователь может в одном месте приобрести все необходимые товары: от дачной мебели до контактных линз, сравнить цены разных продавцов и заказать товары с доставкой на дом или в ближайший пункт выдачи.
А в чем же выгода маркетплейсов для продавцов? Во-первых, это большая аудитория. Продавцу не нужно придумывать пути, как заманить пользователя на свой сайт, ведь площадки сами занимаются привлечением пользователей. На продвижение маркетплейсов выделяются огромные рекламные бюджеты, они проводят большие распродажи, праздничные акции и заботятся о своей репутации и узнаваемости бренда.
Для борьбы с конкуренцией в сегменте сами площадки предлагают магазинам различные инструменты продвижения. Это и оптимизация карточек товаров, покупка рекламы внутри маркетплейса, участие в акциях и распродажах, приоритетное ранжирование и другие. Например, Яндекс.Маркет предлагает продавцам интеграцию с Яндекс.Директ: карточки товаров появляются в результатах поиска, но маркетплейс компенсирует часть расходов на контекстную рекламу.
Еще один несомненный плюс площадок — быстрый и относительно легкий запуск. Продавцу не нужно разрабатывать собственный сайт, заботиться о его технической поддержке, интеграции систем оплаты — эти заботы берет на себя площадка. Обычно регистрация на маркетплейсе бесплатна и не занимает много времени.
Доставка в любые регионы. География маркетплейсов не ограничивается пределами города или области. Вы можете продавать товары пользователям из любого уголка страны и даже ближнего зарубежья.
Также маркетплейсы берут на себя прием оплаты от покупателей, хранение товара на складах, взаимодействие с сотрудниками пунктов выдачи.
В то же время большая популярность маркетплейсов может обернуться минусом для предпринимателей. Чтобы выиграть конкуренцию на площадке, продавцы вынуждены снижать цены, предлагать дополнительные бонусы, вкладываться в рекламу и постоянно улучшать карточки товаров, чтобы повысить их рейтинг.
Более того, нужно платить комиссию маркетплейсам, которая составляет от 5% до 25% от суммы продаж. Однако чаще всего продавцы, работающие с маркетплейсами, жалуются на строгую систему штрафов: например, за долгую отгрузку, возврат заказа и другие нарушения.
На прибыльность бизнеса также негативно влияют принудительные скидки, снижающие цену практически до себестоимости, отсутствие прямого общения с клиентом, негативные отзывы, связанные с некачественной доставкой, не зависящей от продавца.
Поэтому перед выходом на маркетплейсы стоит оценить все плюсы и минусы работы с площадками.
По последним данным, на российских маркетплейсах зарегистрировано больше миллиона продавцов. Однако половина селлеров занимаются продажами на площадках менее года. Несмотря на всеобщую популярность и высокую конкуренцию, рынок маркетплейсов все еще очень перспективен как для новичков, так и для опытных предпринимателей.
Сомневаетесь, подойдут ли вам наши решения? Попробуйте!