Закон о запрете рекламы на нежелательных платформах: на какие площадки уйдут блогеры и рекламодатели?

С 1 сентября 2025 года в России вступит в силу закон, не допускающий рекламу в Instagram и Facebook (обе платформы принадлежат корпорации Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России). Партнерская сеть Адмитад проанализировала, как рынок рекламы подстраивается под новые требования, на какие площадки уходят блогеры и какие социальные сети и платформы помогают рекламодателям продвигать продукты. Всю актуальную информацию о новых законах и инициативах в сфере рекламы и партнерского маркетинга, а также решениях Адмитад вы можете найти в официальном блоге.
Закон и последствия его нарушения
О том, что реклама в социальных сетях Instagram и Facebook (принадлежат запрещённой в России корпорации Meta) рано или поздно попадёт под запрет, участники рынка понимали давно.
В марте 2022 года эти соцсети были заблокированы Роскомнадзором, а корпорация Meta была признана экстремистской. Многие крупные рекламодатели с этого момента стали сокращать рекламные бюджеты на продвижение товаров и услуг в этих социальных сетях и переходить на отечественные платформы. Однако не все бренды ушли из запрещённых соцсетей: например, многие селлеры на маркетплейсах продолжали продвигать товары на этих площадках до текущего дня.
По прогнозам Адмитад, после вступления нового закона в силу в сентябре 2025 года партнёрства в запрещённых соцсетях прекратятся во избежание штрафов для всех участников процесса продвижения: компании-рекламодателя, авторов сообщений и рекламных агентств. Для физических лиц штраф составит от 2 до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 до 20 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 до 500 тыс. рублей.
При этом настроенный процесс передачи данных о рекламе в ЕРИР поможет надзорному органу отследить всю цепочку нарушителей вплоть до личности сотрудников компаний, причастных к созданию и запуску рекламы. И если блогеры могут заложить сумму возможного штрафа в бюджет рекламы, то для компаний нарушение закона может также сулить репутационные риски.
Участникам индустрии партнёрского маркетинга, которые ещё не подстроились под изменения рынка, придётся искать новые способы и каналы продвижения. Пообщаться с другими игроками и узнать, как они реагируют на перемены, а также обсудить сотрудничество с новыми партнёрами можно будет на приближающемся CPA LiFE FEST, который состоится в Санкт-Петербурге 29-30 июля. Команда Адмитад готова встретиться с вами на фестивале и обсудить дальнейшие шаги развития и возможности заработка в рамках нашей ИТ-платформы.
Мероприятие объединит рекламодателей, веб-мастеров, представителей рекламных агентств на одной тусовке, где все участники смогут укрепить действующие партнёрства и установить новые контакты. Также в рамках челленджа разыгрываются билеты и мерч фестиваля.
С 7 по 28 мая у тебя есть возможность пробежать 100 км за 21 день, поучаствовать в соревновании и выиграть бесплатную проходку на фестиваль. Подробнее о правилах конкурса на официальной страничке.
Куда мигрирует реклама
Ещё с момента запрета указанных соцсетей в 2022 году многие инфлюенсеры начали переходить на другие платформы — Telegram, VK и Дзен. Такую тенденцию подтверждает аналитика партнёрской сети Адмитад, сделанная на основе более 13 миллионов заказов, привлечённых блогерами на российском рынке.
В 2024 году доля площадок, продвигающих российских рекламодателей до подписания закона в Instagram, составила не более 1-2% от общей суммы продаж, приведённых блогерами.
Доля каналов на YouTube также сокращается. Для сравнения: авторы Telegram-каналов в прошлом году привлекли в 2,5 раза больше заказов российским рекламодателям, чем создатели контента на зарубежном видеохостинге.
При этом доля отечественных площадок в общей сумме продаж растёт. Так, создатели контента на платформе «Дзен» в 2024 году привлекли на 17% больше заказов, чем годом ранее.
Стабильный рост показывает и Telegram. Создатели контента в мессенджере привлекают 4% всех онлайн-продаж в сегменте Ecommerce. В лидерах среди площадок уверенно держится «ВКонтакте»: доля этой соцсети в общем числе продаж отечественных рекламодателей составляет более 7%.
Внутренняя статистика Адмитад также показывает, что блогеры, размещающие рекламу на разрешённых платформах, приносят большие средние чеки, чем инфлюенсеры на запрещённых площадках. Средний чек заказа из Telegram составляет около 10 тысяч рублей, в то время как чеки заказов, пришедших по ссылкам из запрещённых в России Instagram и Facebook, составляют примерно 2,5 тысячи рублей.
Перспективы рынка
Помимо вышеназванных площадок потенциал для роста имеют и другие платформы. Например, Rutube, получивший приток пользователей после замедления зарубежного видеохостинга YouTube. Площадка активно поддерживает создателей контента с более чем 100 тысячами подписчиков, давая им бесплатное промо. А значит, бренды могут увеличить число показов рекламного размещения, не оплачивая дополнительные охваты.
Pinterest может стать альтернативой Instagram для брендов. Реклама в соцсети, заточенной на эстетичные видео и фотографии, может быть особенно эффективной для брендов в сегментах fashion, товаров для дома, а также ресторанов, сервисов доставки еды.
Не стоит недооценивать и «Одноклассники»: аудитория этой соцсети может похвастаться лояльностью к создателям контента, а значит, и перспективой высокой степени конверсии в заказ.
Для того, чтобы помочь инфлюенсерам ещё активнее монетизировать свои каналы, Адмитад готовит к запуску новую платформу Starsi. Она позволит блогерам с каналами в Telegram, VK и Rutube сотрудничать с брендами по гибридным моделям, например, получая фиксированную оплату за размещение рекламы или комиссию от суммы заказа. Для подачи заявки на ранее тестирование платформы читайте блог и переходите на сайт Starsi.
Мы представим платформу совсем скоро — следите за новостями в блоге и социальных сетях Адмитад!